[ главная страница ]   [ о проекте ]  [ прислать опыт ]  [ поиск по сайту ]  [ контакты ] 
Faq по Necronomicon


                             НЕКРОНОМИКОН

               Зи Дингир Ана Канпа, Зи Дингир Киа Канпа
              Духи земли, помните, духи неба, помните...


     Вопрос: Что такое "Некрономикон"?


     "Некрономикон" Альхазреда (букв.:  "Книга Мертвых Имен")  -  это,
вопреки популярному  мнению,  вовсе  не сборник колдовских заклинаний.
Она была задумана как историческое повествование,  "книга о  том,  что
умерло и ушло", однако автора его объединяет с мадам Блаватской склон-
ность смешивать воедино факты,  домыслы, слухи и полную бессмыслицу. В
результате образовался  весьма  объемный и неудобочитаемый компендиум,
подозрительно напоминающий "Тайную доктрину" Блаватской.  В прошлом на
этот текст осторожно ссылались как на "Аль Азиф" или "Книгу Араба". Он
содержался в семи томах и в латинском  издании  насчитывал  более  900
страниц.

     Вопрос: Где и когда был написан "Некрономикон"?

     "Некрономикон" был  написан в Дамаске в 730 г.  Абдулом Альхазре-
дом.

     Вопрос: Кто такой Абдул Альхазред?

     О его жизни известно немного. Все известные биографические сведе-
ния в  основном  почерпнуты из самого "Некрономикона".  Он много путе-
шествовал, обойдя земли от Александрии до Пенджаба, и был хорошо обра-
зован. Он легко усваивал иностранные языки и использовал любой удобный
случай, чтобы похвалиться своим умением читать и переводить манускрип-
ты, которые были не по силам менее ученым людям. Впрочем, его исследо-
вательские методы более напоминают Нострадамуса,  нежели Геродота. Как
пишет сам Нострадамус в 1-м и 2-м катренах:

     Я сижу ночью один в потайном кабинете
     Верхом на медном треножнике:
     Тонкое пламя возникает из одиночества, даруя успех
     тому, во что не следовало бы верить всуе.

     Магический жезл в руке помещен в центр между
                                 медными ножками треножника
     Водой он умастил край своей одежды и ступни:
     О ужас! Слышен голос. Он дрожит в своем одеянии:
     Божественное великолепие. Бог  сидит рядом с ним.

     Подобно тому, как Нострадамус пользовался ритуальной магией, что-
бы заглянуть в будущее,  так Альхазред использовал аналогичные приемы,
чтобы узнать прошлое.  По этой причине,  а также из-за недостатка ссы-
лок, историки отвергли "Некрономикон", сочтя его лишенным научной цен-
ности.
     Альхазреда часто называют "безумным арабом",  но при том,  что по
современным стандартам он действительно вел себя несколько эксцентрич-
но, доказательствами, подтверждающими его настоящее умопомешательство,
мы не располагаем (за исключением его хронической неспособности выдер-
живать нить повествования на протяжении нескольких абзацев,  не сбива-
ясь на другие темы).  Его можно сравнить с такой исторической фигурой,
как греческий неоплатоник Прокл (410-485),  который прекрасно ориенти-
ровался в астрономии,  математике,  философии и метафизике, но был при
этом  также  достаточно  искушен в магических техниках теургии,  чтобы
вызвать зримое явление богини Гекаты;  кроме того,  он был посвящен  в
египетские и халдейские мистерии. Неудивительно, что Альхазред был хо-
рошо знаком с трудами Прокла.

     Вопрос: Какова история публикаций "Некрономикона"?

     Насколько нам известно,  арабской рукописи этого текста не сохра-
нилось. Исследователь Идрис Шах безуспешно пытался разыскать ее в биб-
лиотеках Деобунда в Индии, Аль-Азхара в Египте, и в библиотеке священ-
ного города  Мекки.  Латинский перевод был сделан в 1487 году (а вовсе
не в XVII веке, как утверждает Лавкрафт) доминиканским монахом Олаусом
Вормиусом. Вормиус, немец по происхождению, был секретарем первого Ве-
ликого Инквизитора Испании,  Томаса де Торквемады,  и вполне вероятно,
что рукопись  "Некрономикона"  была  обнаружена во время преследований
мавров, вынужденных под давлением властей перейти в католичество;  од-
нако вера этих новообращенных, естественно, оказалась некрепка.
     Со стороны Вормиуса было весьма неразумно перевести  и  опублико-
вать "Некрономикон" в то время и в тех краях. Эта книга наверняка ока-
зала на переводчика сильное впечатление,  поскольку в конце концов  он
был сожжен по обвинению в ереси после того, как послал экземпляр "Нек-
рономикона" Иоганну Тритейму,  аббату Спангейма (более  известным  под
именем "Тритемий");  в сопроводительном письме содержалась подробная и
весьма богохульная интерпретация нескольких  фрагментов  Книги  Бытия.
Практически все  экземпляры  перевода  Вормиуса  были сожжены вместе с
ним, хотя мы не можем избавиться от подозрения,  что по  меньшей  мере
одна копия должна была сохраниться в библиотеке Ватикана.
     Почти сто лет спустя,  в 1586 году, экземпляр латинского перевода
Вормиуса внезапно обнаружился в Праге. Доктор Джон Ди, знаменитый анг-
лийский алхимик,  находился в то время со  своим  помощником  Эдвардом
Келли при дворе императора Рудольфа II, обсуждая с ним планы по добыче
алхимического золота.  Келли купил этот экземпляр  у  так  называемого
"Черного Рабби" - каббалиста Якоба Елиезера,  который бежал в Прагу из
Италии после того, как его обвинили в занятиях некромантией. В те вре-
мена в Прагу стекалось множество магов, алхимиков и шарлатанов всякого
рода, поскольку Рудольф покровительствовал адептам тайных  наук.  Едва
ли можно представить себе другое место в Европе,  более подходящее для
очередного появления на свет текста "Некрономикона".
     "Некрономикон" произвел  на Келли заметное влияние:  характер его
видений в магическом кристалле изменился и привел к необычным  явлени-
ям, из-за которых в доме Ди воцарился ужас;  Кроули интерпретирует это
как первую неудачную попытку избранного  сообщества  людей  установить
контакт   с  сущностями  "Книги  Закона".  Вскоре  после  этого  Келли
расстался с Ди.  Ди перевел "Некрономикон" на английский язык, но воп-
реки  утверждениям  Лавкрафта,  этот перевод так и не был опубликован:
рукопись попала в коллекцию Элиаса Ашмола, а затем - в библиотеку Бод-
лея в Оксфорде.
     Существует множество современных подделок,  выдаваемых за подлин-
ный  текст  "Некрономикона".  Но  их  легко распознать по совершенному
отсутствию в них интеллекта и воображения - качеств, которыми в избыт-
ке обладал Альхазред.

     Вопрос: Каково содержание "Некрономикона"?

     В первую очередь, эта книга известна своими рассуждениями об "из-
начальных временах".  Альхазред имел доступ ко множеству ныне утрачен-
ных источников и смог детально изучить события,  на которые лишь наме-
кают Книга Бытия,  апокрифическая Книга Еноха и прочие традиции. Можно
сказать, что  для  прояснения подробностей доисторических событий Аль-
хазред пользовался сомнительными магическими методами,  однако  крити-
ческий ум и стремление исследовать скрытый смысл мифологических и свя-
щенных историй роднят его с греческими писателями V в.  до н.э. (таки-
ми,  как Фукидид). Рассуждения его выглядят на удивление современно, и
этим,  в частности,  может объясняться его нынешняя  популярность.  Он
считал,  что  до того,  как появился род человеческий,  Землю населяли
другие виды живых существ, и что человечество приобрело множество зна-
ний благодаря встречам с существами иных "сфер". Он разделял с некото-
рыми неоплатонику веру в то, что звезды подобны нашему Солнцу и вокруг
них обращаются невидимые с Земли планеты, на которых существуют особые
формы жизни.  Но эти верования Альхазред значительно усложнил и расши-
рил  метафизическими  спекуляциями,  представляющими  эти  формы жизни
частями космической иерархии духовной эволюции.  Он был убежден в том,
что  общался  с  этими существами - "Древними" - при помощи магических
заклинаний,  и предупреждает о том,  что эти чудовищные  силы  ожидают
часа,  чтобы вернуться и вновь заявить свои права на Землю.  Альхазред
интепретирует это убеждение в свете Апокалипсиса Иоанна,  но с  другим
исходом:  победителем  в  великой  войне,  которая  принесет  на Землю
опустошение, станет Зверь.

     Вопрос: Почему писатель Г.Ф.Лавкрафт утверждал, что ему принадле-
жит авторство "Некрономикона"?

     Для ответа на этот интересный вопрос следует обратиться к истории
двух личностей: поэта и мага Алистера Кроули и бруклинской миллионерши
Сони Грини.  Не вызывает сомнений, что Кроули читал в Оксфорде перевод
"Некрономикона", сделанный Джоном Ди:  слишком много фрагментов "Книги
Закона" Кроули напоминают пересказ отдельных  частей  этого  перевода.
Либо эта гипотеза верна,  либо же Кроули, утверждавший, что в предыду-
щем воплощении  он  был  Эдвардом Келли,  читал "Некрономикон" в своей
прошлой жизни!  Почему он не упоминает о "Некрономиконе" в своих  тру-
дах?  Дело  в  том,  что  Кроули  был на удивление скрытен в том,  что
касается источников его информации; весьма вероятно, что сочинение под
названием "777",  на авторство которого он претендовал, в действитель-
ности является, по большей части, плагиатом из записок Аллана Беннета.
Кроули всячески старается утаить влияние,  которое оказал на него Ниц-
ше,  хотя однажды,  проговорившись,  ссылается на него как на "аватару
Тота,  бога мудрости"; аналогично обстоят дела с влиянием Ричарда Бер-
тона на учение Кроули об Истинной Воле. Подозреваю, что "Некрономикон"
должен был весьма смутить Кроули, когда тот обнаружил, до какой степе-
ни он (возможно,  сам того не осознавая),  использовал материал  этого
старинного текста в своей "Книге Закона".
     В 1918 году Кроули находился в Нью-Йорке.  Как обычно, он пытался
завоевать  себе литературную репутацию и сотрудничал с "Интернэйшнл" и
"Вэнити Фэйр".  Соня Грини была энергичной и тщеславной еврейкой-эмиг-
ранткой.  Она  посещала  званые  обеды  и лекции в клубе под названием
"Клуб Восхода Солнца Путешественника" (?!);  именно здесь она  впервые
встретилась с Кроули,  который пригласил ее побеседовать о современной
поэзии.
     Это была хорошая пара;  в письме к Норману Мадду Кроули описывает
свой идеал женщины:  "достаточно высокая,  пухленькая,  но не  рыхлая,
подвижная,  тщеславная, энергичная, в возрасте от тридцати до тридцати
пяти лет;  возможно,  еврейка; не исключено - певица или актриса, при-
выкшая к развлечениям подобного рода.  Она должна быть "модной",  воз-
можно, слегка громогласной или вульгарной. И, конечно, очень богатой".
Соня не была ни актрисой,  ни певицей,  но по всем остальным критериям
вполне подходила.  Она зарабатывала огромные деньги на моделировании и
продаже женских шляпок.  Разные люди описывали ее как "женщину с боль-
шим обаянием  и  личным  магнетизмом",  "совершенно  очаровательную  и
женственную",  "одну из самых красивых женщин,  с которыми мне доводи-
лось встречаться" и "образованный, но эксцентричный живой фонограф". В
1918 году ей было тридцать пять лет.  Она была в разводе и воспитывала
дочь-подростка.  В том,  что касалось женщин,  Кроули обычно не  терял
времени даром;  несколько месяцев у них продолжались нерегулярные сви-
дания. В 1921 году Соня встретилась с Г.Ф.Лавкрафтом, и в этом же году
Лавкрафт опубликовал свой первый роман с упоминанием Абдула Альхазреда
("Безымянный город").  В 1922 году он впервые упоминает "Некрономикон"
("Гончая").  3 марта 1924 года Лавкрафт женится на Соне Грини. Нам не-
известно,  что именно Кроули рассказал Соне Грини и что она рассказала
Лавкрафту.  Однако  стоит  обратить  внимание  на  следующую цитату из
рассказа "Зов Ктулху" (1926):

     "Культ этот не умрет до тех пор,  пока звезды вновь не  придут  в
правильное положение [прецессия равноденствий?] и тайные жрецы не при-
зовут Ктулху из Его могилы,  дабы Он вдохнул жизнь в Своих подданных и
снова воцарился на земле.  Время это будет легко распознать, ибо тогда
человечество уподобится Великим Древним:  вольным и диким, не ведающим
различия между  добром и злом,  не признающим законов и морали;  и все
люди станут кричать,  убивать и веселиться. Освобожденные Древние нау-
чат их новым способам кричать, убивать и веселиться, и вся земля запы-
лает в огне экстаза и свободы".

     Сколь бы кратким и искаженным ни был этот отрывок,  на нем все же
лежит неоспоримая печать "Книги Закона" Кроули. Легко вообразить себе,
как Соня и Лавкрафт,  сидя в освещенной камином комнате, со смехом об-
суждали содержание  нового  рассказа  и  Соня  предложили  своему мужу
кое-какие идеи,  которые ей когда-то поведал Кроули;  ей даже не  надо
было упоминать имя Кроули, достаточно было одной лишь идеи, чтобы раз-
жечь воображение романиста.  Мы не располагаем свидетельствами о  том,
что Лавкрафт когда-либо видел подлинный текст "Некрономикона" и вообще
знал о реальном существовании этой книги.  Его "Некрономикон" примеча-
тельно близок  по духу к оригиналу,  но детали представляют собой чис-
тейший вымысел,  как, впрочем, и следовало ожидать. В оригинале нет ни
Йог-Сотхотха, ни Азатота, ни Ньярлатхотепа, однако там есть Айуаз...

     Вопрос: Где можно найти "Некрономикон"?

     Самым быстрым и легким ответом будет:  "Наверняка - нигде". И нам
приходится снова заподозрить Кроули в том, что он приложил к этому ру-
ку. В 1912 году Кроули встретился с Теодором Ройссом, главой немецкого
"Ордена Восточного Храма",  и в течение нескольких лет работал в рядах
этого ордена. В 1922 году Ройсс сложил с себя полномочия главы общест-
ва в пользу Кроули. Таким образом, Кроули на протяжении десяти лет ра-
ботал в  тесном  контакте  с ведущим представителем немецкой масонской
организации. В 1933-1938  гг.  немногочисленные  известные  экземпляры
"Некрономикона" бесследно исчезли: кое-кто из гитлеровского правитель-
ства заинтересовался редкой оккультной литературой  и  принялся  всеми
честными и нечестными путями добывать эти книги.  Перевод Ди пропал из
Оксфорда во время вторжения весной 1934 года.  В Британском Музее было
совершено несколько неудачных попыток ограбления, и в результате изда-
ние Вормиуса было извлечено из каталога и перемещено в подземное  хра-
нилище в  закрытом  сланцевом руднике в Уэльсе (где во время войны,  в
1939-1945 гг. хранились королевские драгоценности). Экземпляры из дру-
гих библиотек  просто  исчезли,  и в настоящее время "Некрономикон" не
упоминается ни в одном библиотечном каталоге. Нынешнее местонахождение
копий "Некрономикона" неизвестно;  существует легенда о том, что в во-
енное время неподалеку от Зальцбурга находилось большое хранилище  ок-
культных и  магических  документов.  Также постоянно возникают слухи о
том, что копия "Некрономикона" была сделана на коже узников концентра-
ционных лагерей.
     Предлагаемая компиляция создана на основании следующего  источни-
ка: Джастин Джеффри, "Книга Араба". Старри Уиздом Пресс, 1979.

 © 2001-2008 Евгений Варданян (*Leda)   Leda Design Studio 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Rambler's Top100